5 июля 2012 г.

Quae fuit durum pati, meminisse duice est.

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
А.С.П. "Е.О."

Итак... Отзвенел последний звонок в колледже, прошла церемония выпуска, получила я свой супер-пупер сертификат с high honours... Обещала после этого рассказать про свою учебу.
Давайте начнем с целей и задач. По приезду в Канаду я решительно была настроена продвигать свою тренерскую карьеру, но так как рассылка резюме и даже мои ку-клус-клановские посиделки ничему особо не способствовали, то решено было немного доучиться. К тому же в СССЕ меня народ убедил, но для тренерства неплохо было бы иметь местный сертификат - CTDP (Certified Training and Development Professional). А я ж такая падкая на всякие сертификаты... Ну конечно повелась :-) Теоретически (если вдруг кому понадобиться эта инфа) на сертификат можно сдать имея любое базовое высшее образование и опыт работы тренером, но народ настоятельно рекомендовал закончить программу в колледже.


По результатам анализа была выбрана Сенека по нескольким причинам:
1 ) Именно там этот курс наиболее хвалили в плане качества преподавания
2 ) Сенека предлагала хоть частично обучение в классе (что для меня было критично)
3 ) После этой программы обещали легкую сдачу заветного экзамена
4) Сенека была ближе всего к тогдашнему дому :-)

В конце января 2010 я пошла на свой первый курс из программы. В Канаде обучение можно найти на любой вкус, уровень и образ жизни. Конечно, в той моей ситуации я вполне могла пойти на полноценное дневное, но я ж надеялась вот буквально на днях на работу выйти, поэтому было выбрано заочная программа в колледже с сертификатом в конце для тех у кого уже есть некоторое образование выше среднего. Программа включала в себя 5 курсов.

Прелесть заочного обучения в Канаде, что своё расписание ты по большому счету можешь составлять самостоятельно (в глобальном смысле): то есть, совершенно необязательно заканчивать определенные курсы в определенное время. В моей программе только вводный курс обязательно надо было пройти первым, а остальные можно было начинать в любое время после окончания первого. Есть свободное время - можно взять следующий курс, нет - устраиваешь себе перерыв, хочешь - берешь два курса подряд (что немного тяжеловато, так как задания достаточно объемные). Курсы начинаются он-лайн каждый месяц, так что можно выбрать удобный промежуток. Из своих 5-ти, я два курса проходила в классе, а остальные он-лайн, просто потому что на них группа в класс не собиралась.

Профессиональное образование здесь очень сильно фокусируется на самостоятельной работе студента и работе внутри группы. Вообще, тут сейчас очень популярно слово facilitator вместо instructor/teacher. На мой взгляд это чистой воды сочковство: в этом случае уже не предполагается, что человек - эксперт в своей области, как объяснил мне наш "фасилитатор" на первом курсе он "только направляет нас в нужное русло и следит, чтобы мы не отклонялись от заданной темы". И это печально... ибо хочется задать вопрос и получить внятный, распространенный ответ, включающий не только материал методички а не рекомендацию проштудировать учебнички и доп. материал. И тогда вопросы оценки тоже как-то странно выглядят...

Народ в группе был очень интересный, как правило, люди которые собираются в своей компании "вырасти" в тренера или уже имеют такую реальную возможность. Кстати, практически все "работали" на ту же самую сертификацию (CTDP). Несколько человек были из "не определившихся": вроде бы хотят сменить немного сферу деятельности, но пока плохо представляю, что будет дальше. А одна бабушка (под 60) занималась продажей трав, у неё даже сайт свой и магазин есть, и она собиралась с лекциями выступать, поэтому пошла узнать как лучше инфу до взрослых доносить, по-взрослому, я считаю :-) вместо каких-нибудь ораторских курсов пойти на полноценное образование :-)

В классе на занятиях мы нового материала особо много не проходили, всё читалось дома заранее, а на занятии очень коротЕнько основные принципы и концепции озвучивались. Упор в основном делался на наше обсуждение материала и приведение жизненных примеров. То есть по сути приходя на занятие студент должен уже был знать материал, который ему преподаватель будет рассказывать. Несмотря на то, что обучение изначально предполагало взрослую группу студентов, оба курса мы очень много "играли", то есть преподаватели нас всячески пытались увлечь групповыми заданиями, что было конечно весело, да и в плане методики познавательно. Ещё один момент, который мне несомненно больше понравился в классе, это возможность обсудить свои результаты с человеком лично, а не по почте. Иногда возникали вопросы, почему задание оценено именно таким образом.

Итак, после 2 курсов в классе остальные пришлось проходить он-лайн. И вот тут началось самое интересное... Естественно, что он-лайн обучение проходит на определенном сайте, я имела счастье оттестировать 2 разных платформы: Seneca Blackboard и OntarioLearn. Как можно догадаться из названия, вторая более распространена и имеет ряд преимуществ для самого колледжа. Дело в том, что так как курсы начинаются каждый месяц, то группы собираюся небольшие, а соответственно учить 3-х человек невыгодно. Поэтому колледжи, в которых есть одинаковые программы часто "объединяют усилия": так, 2 из 3-х он-лайн курса (именно те, что были через OntarioLearn) я проходила со студентами из других колледжей (Дурхам, Хамбер...) У нас даже преподаватель на последнем была из Дюрхам Колледжа. Один курс был чисто Сенековский, и надо сказать, отличался по ритму и уровню преподавания в лучшую сторону. Что нельзя сказать про Сенековскую"Доску" на которой приходилось учиться, совершенно запутанная навигация, ничего непонятно, рассчитано на то, что студент всё сам на доске настраивает: все календари, оповещения, новости.... Жутко напрягает, особенно первое время...

Принципы он-лайн обучения не сильно отличаются от занятий в классе: студенту выдается список литературы, плюс дополнительные материалы, которые надо изучить к определенному сроку, но вместо болтологии в классе, необходимо написать сообщение в он-лайн форуме плюс обязательно откомментировать сообщение хотя бы одного из других студентов. Это сакс.... Я не люблю писать на форумах.... даже по-русски, а тут... И самое противное, что совершенно не продумана система сроков. Нам говорят: "Вы должны опубликовать сообщение и комментарий не позднее 10 числа" И что все делают? Праааааааавильно...... истерически пишут своё сообщение 9 числа в 11 вечера. А комментировать когда? Я с этим боролась два из трех курсов, на третьем слава богу группа была не просто со мной пассивно согласна, а активно поддержала, так что наша преподша сделала нам 2 срока: одни для сообщений и + два дня на комментарии. По поводу сроков вообще очень весело, дело в том, что как только начинается курс для студентов сразу должны быть доступны все задания и все лекционные. теоретические материалы. Кроме того, преподаватель обязан поставить оценку и донести её до студента в течении 5 рабочих дней. Но кто бы этому следовал?! Больше всего раздражало, что если студент своё задание публикует на сайт на 2 часа позже, то оно уже не зачитывается... На мой взгляд это совершенно недопустимо: если есть такие строгие правила относительно сроков для студентов, то и для преподавателей должно быть то же самое: не опубликовал оценку вовремя - считай, что поставил студенту 5.

Кроме сообщений в форуме были конечно и вполне реальные задания, как правило примерно 5 письменных работ за курс. Причем первая и последняя всегда "Что вы ожидаете/уже знаете" и "Проанализируйте что же вы выучили" Три работы посередине у нас всегда были достаточно объемными и сложными: одна обязательно на 17-20 страниц писанины. Так что языковой практики вполне себе хватало :-) Иногда заданий было больше... То есть учимся 2,5 месяца = 10/11 недель (в зависимости от количества выходных), получается одно крупное задание на 2 недели и сообщения в форуме каждую неделю.

В конце наших курсов не было экзаменов и финальная оценка складывалась из суммы всех полученных в течении курса (включая разнесчастные форумы), так что пофилонить не получалось...
Так что вот... Вроде бы написала всё, что хотела... Вот моя фотка с "выпускного" а-ля Гарри Поттер ... да-да-да, не хватает метлы для полноты образа :-)

7 комментариев:

  1. Пряздрявляю с выпуском! :)

    Я тоже онлайн форумы в учёбе своей терпеть не могу - тупь полная!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо :-)
      Да, в форумах больше всего раздражало, что иногда откомментировать больше чем "Thanks for googling so quickly" не получалось :-)

      Удалить
  2. Присоединяюсь к поздравлениям!

    Что ж заранее о метле не подумала? Представляешь, как здорово смотрелось бы! ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да вот... не подумала :-) Я так надеялась, что нам эти робы оставят, но фиг :-/

      Удалить
  3. ЗдОрово! Поздравляем с супер-пупер сертификатом!
    P.S. Надеюсь, он тебе реально пригодится...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за поздравления! Я тоже надеюсь, что рано или поздно я-таки примкну к кагорте так высокооплачиваемых тренеров :-)))

      Удалить